Употребление алкоголя в детском и подростковом возрасте ведет к
формированию неполноценной в физическом и психологическом смысле
личности, выяснили американские ученые. Алкоголь модифицирует мозг,
ухудшая будущую память и ориентацию человека, а также ведет к
инфантилизму.Проблема вредных привычек – курения, алкоголизма и
наркомании – в России стоит очень остро. Особую обеспокоенность вызывает
то, что все вредные привычки стремительно молодеют, и при возрастной
дифференциации неутешительная статистика становится просто устрашающей. К
примеру, доля курящих женщин в возрасте 20–29 лет примерно в десять раз
больше, чем доля курящих в возрастной группе старше 60 лет. 20% общего
числа наркоманов в России – это школьники, 60% – молодежь в возрасте
16–30 лет, и лишь 20% – люди более старшего возраста. Средний возраст
приобщения к наркотикам в России составляет, по статистике, 15–17 лет,
резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9–13 лет. С
той или иной частотой потребляют алкогольные напитки около 82% людей в
возрасте 12–22 лет. Средний возраст, в котором молодежь начинает
потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пьют алкогольные напитки
(включая пиво) ежедневно или через день 33,1% юношей и 20,1% девушек.
Вредные привычки в раннем возрасте опасны тем, что
они оказывают необратимое воздействие на несформировавшийся организм,
последствия которого неисправимы. Однако государственная политика в этом
контексте остается неудовлетворительной – цены на сигареты в России
одни из самых низких в мире, а агрессивная реклама «подросткового»
алкоголя, ликвидированная на телевидении, преспокойно существует в таких
респектабельных госучреждениях, как московское метро. И несмотря на
жесткий протест блогосферы против подросткового позиционирования напитка
«Трофи» (губительного для пищеварительной, сердечно-сосудистой и
репродуктивной системы, собрата не менее вредного «Ягуара»), плакаты в
метро продолжают висеть, соседствуя с популистскими баннерами,
посвященными 1 июня – Дню защиты детей.
В канун этого праздника в международных научных
журналах вышло несколько статей, посвященных детальным исследованиям
вреда алкоголя для растущего организма.
В одной из них показано, что подростковое пьянство
может вызвать серьезные продолжительные поражения области мозга,
играющей важную роль в долгосрочной памяти и ориентации в пространстве, –
гиппокампе.
Эксперимент был проведен на молодых макаках-резусах –
четырем животным давали алкогольный напиток с цитрусовым запахом по
часу в день в течение 11 месяцев. Содержание алкоголя в напитках
доводилось до 6%, что ниже, чем в пиве, и примерно равно содержанию
спирта в так называемых слабоалкогольных коктейлях («Ягуар», «Трофи»,
«Шейк» и т. д.). Таким образом, за день они выпивали количество
алкоголя, эквивалентное 10–12 банкам пива. Тесты на алкоголь в крови
установили, что макаки «напивались» до интоксикации, что чаще всего
бывает с подростками, перебирающими алкоголь на «вечеринках».
По завершении эксперимента ученые провели
исследования мозга животных. Сравнение с контрольной группой из трех
аналогичных макак, которые пили цитрусовый напиток без алкоголя,
показало, что на фоне употребления алкоголя заметно сократилась
выработка стволовых клеток (до 80–90%), а также выросла деградация
нейронов гиппокампе. Именно стволовые клетки гиппокампа затем
перерождаются в так называемые прогениторные клетки – предшественники
нейронов (то есть клеток нервной системы).
Этот эффект является особенно важным и проблемным,
потому что именно в юности завершается формирование мозга, отмечает
старший автор работы, опубликованной в Proceedings of the National
Academy of Sciences, Китра Мандэм из Института Скриппса (Ла-Хойя,
Калифорния).
Сокращение выработки стволовых клеток лишает
подростковый организм обычной активности и сокращает его способности к
регенерации при повреждениях.
«Обезьяны любят выпить. Они очень похожи на людей», –
отметила Мандэм.
Ранее исследователи уже отмечали, что алкоголь
сокращает нейрогенез, но истоки этого явления были неизвестны. Новое
исследование показало, что алкоголь прерывает цепочку нейрогенеза на
самой первой стадии – выработке стволовых клеток.
«Если выработка нейронов нарушена на таком раннем
этапе жизни, шансы после восстановить их очень невелики», – отмечают
авторы работы.
Другая работа посвящена связи юношеской
импульсивности и употребления алкоголя в возрасте «ранней зрелости» –
18–25 лет. Ее публикует журнал Alcoholism: Clinical and Experimental
Research.
«Модели поведения, связанные с импульсивностью, –
например, ненаправленность и недобросовестность – обычно более
характерны для молодых людей. Склонность к такого рода поведению должна
сокращаться от 18 до 35 лет», – поясняют авторы работы, описывая процесс
взросления.
Однако употребление алкоголя в раннем возрасте, как и
семейная история алкогольной зависимости, могут менять пути эволюции
человеческой личности, показало исследование.
В исследовании участвовали 489 студентов (266 девушек
и 223 юноши, 51% из них с семейной историей алкоголизма). Их
осматривали шесть раз в течение 15 лет.
Выяснилось, что быстрее всех «взрослели» те
опрашиваемые, что резко сократили употребление алкоголя в возрасте от 18
до 25 лет.
Употребление же алкоголя препятствовало взрослению и
повышало вероятность непредсказуемого поведения. Однако у некоторых
людей степень импульсивности не менялась с возрастом вне зависимости от
внешних условий. Этот факт требует дальнейшего изучения, отмечают
исследователи.
gazeta.ru
|